Шаблоны проектирования: Адаптер. Паттерн проектирования Adapter (Адаптер) на PHP Готовый код на адаптеры в java

Назначение паттерна Adapter

Часто в новом программном проекте не удается повторно использовать уже существующий код. Например, имеющиеся классы могут обладать нужной функциональностью, но иметь при этом несовместимые интерфейсы. В таких случаях следует использовать паттерн Adapter (адаптер).

Паттерн Adapter, представляющий собой программную обертку над существующими классами, преобразует их интерфейсы к виду, пригодному для последующего использования.

Рассмотрим простой пример, когда следует применять паттерн Adapter. Пусть мы разрабатываем систему климат-контроля, предназначенной для автоматического поддержания температуры окружающего пространства в заданных пределах. Важным компонентом такой системы является температурный датчик, с помощью которого измеряют температуру окружающей среды для последующего анализа. Для этого датчика уже имеется готовое программное обеспечение от сторонних разработчиков, представляющее собой некоторый класс с соответствующим интерфейсом. Однако использовать этот класс непосредственно не удастся, так как показания датчика снимаются в градусах Фаренгейта. Нужен адаптер, преобразующий температуру в шкалу Цельсия.

Контейнеры queue, priority_queue и stack библиотеки стандартных шаблонов STL реализованы на базе последовательных контейнеров list, deque и vector, адаптируя их интерфейсы к нужному виду. Именно поэтому эти контейнеры называют контейнерами-адаптерами.

Описание паттерна Adapter

Пусть класс, интерфейс которого нужно адаптировать к нужному виду, имеет имя Adaptee. Для решения задачи преобразования его интерфейса паттерн Adapter вводит следующую иерархию классов:

  • Виртуальный базовый класс Target. Здесь объявляется пользовательский интерфейс подходящего вида. Только этот интерфейс доступен для пользователя.
  • Производный класс Adapter, реализующий интерфейс Target. В этом классе также имеется указатель или ссылка на экземпляр Adaptee. Паттерн Adapter использует этот указатель для перенаправления клиентских вызовов в Adaptee. Так как интерфейсы Adaptee и Target несовместимы между собой, то эти вызовы обычно требуют преобразования.

Реализация паттерна Adapter

Классическая реализация паттерна Adapter

Приведем реализацию паттерна Adapter. Для примера выше адаптируем показания температурного датчика системы климат-контроля, переведя их из градусов Фаренгейта в градусы Цельсия (предполагается, что код этого датчика недоступен для модификации).

#include // Уже существующий класс температурного датчика окружающей среды class FahrenheitSensor { public: // Получить показания температуры в градусах Фаренгейта float getFahrenheitTemp() { float t = 32.0; // ... какой то код return t; } }; class Sensor { public: virtual ~Sensor() {} virtual float getTemperature() = 0; }; class Adapter: public Sensor { public: Adapter(FahrenheitSensor* p) : p_fsensor(p) { } ~Adapter() { delete p_fsensor; } float getTemperature() { return (p_fsensor->getFahrenheitTemp()-32.0)*5.0/9.0; } private: FahrenheitSensor* p_fsensor; }; int main() { Sensor* p = new Adapter(new FahrenheitSensor); cout << "Celsius temperature = " << p->getTemperature() << endl; delete p; return 0; }

Реализация паттерна Adapter на основе закрытого наследования

Пусть наш температурный датчик системы климат-контроля поддерживает функцию юстировки для получения более точных показаний. Эта функция не является обязательной для использования, возможно, поэтому соответствующий метод adjust() объявлен разработчиками защищенным в существующем классе FahrenheitSensor.

Разрабатываемая нами система должна поддерживать настройку измерений. Так как доступ к защищенному методу через указатель или ссылку запрещен, то классическая реализация паттерна Adapter здесь уже не подходит. Единственное решение - наследовать от класса FahrenheitSensor. Интерфейс этого класса должен оставаться недоступным пользователю, поэтому наследование должно быть закрытым.

Цели, преследуемые при использовании открытого и закрытого наследования различны. Если открытое наследование применяется для наследования интерфейса и реализации, то закрытое наследование - только для наследования реализации.

#include class FahrenheitSensor { public: float getFahrenheitTemp() { float t = 32.0; // ... return t; } protected: void adjust() {} // Настройка датчика (защищенный метод) }; class Sensor { public: virtual ~Sensor() {} virtual float getTemperature() = 0; virtual void adjust() = 0; }; class Adapter: public Sensor, private FahrenheitSensor { public: Adapter() { } float getTemperature() { return (getFahrenheitTemp()-32.0)*5.0/9.0; } void adjust() { FahrenheitSensor::adjust(); } }; int main() { Sensor * p = new Adapter(); p->adjust(); cout << "Celsius temperature = " << p->getTemperature() << endl; delete p; return 0; }

Результаты применения паттерна Adapter

Достоинства паттерна Adapter

  • Паттерн Adapter позволяет повторно использовать уже имеющийся код, адаптируя его несовместимый интерфейс к виду, пригодному для использования.

Недостатки паттерна Adapter

  • Задача преобразования интерфейсов может оказаться непростой в случае, если клиентские вызовы и (или) передаваемые параметры не имеют функционального соответствия в адаптируемом объекте.

Адаптер (Adapter / Wrapper).

Тип

Структурный шаблон проектирования (Structural).

Описание

Шаблон Адаптер предназначен для приведения интерфейса объекта к требуемому виду.

Данный шаблон применяется если:

  • существующий объект, называемый адаптируемым, предоставляет необходимые функции, но не поддерживает нужного интерфейса;
  • (или) неизвестно заранее, с каким интерфейсами придется работать адаптируемому объекту;
  • (или) формат входных или выходных данных метода не совпадает с требуемым.

Главная задача Адаптера – реализация требуемого интерфейса и трансляция его вызовов адаптируемому объекту. Подобную ситуацию можно встретить при использовании сторонних библиотек. Они далеко не всегда предоставляют интерфейсы, которые необходимы в для связи с другими объектами. При этом изменить код или добавить поддержку интерфейса не предоставляется возможным.

Иллюстрацией другого варианта использования может служить подключение модулей расширения. Предположим, что есть готовый компонент выполняющий нужные функции, но ничего не знающий о нужном для использования интерфейсе. Адаптер, в этом случае, будет играть роль переходника для подключения к интерфейсу системы расширений. При этом подключение новых компонентов может изменять функциональность приложения.

Еще один пример использования шаблона – адаптация поведения. Такой подход используется, например, в.NET при работе с COM объектами: полученные от них коды ошибок из значений типа HRESULT преобразуется в выбросы исключений типа COMExceptions .

Таким образом, цель Адаптера – предоставить возможность повторного использования существующего кода, независимо от отличий в интерфейсе или поведении. Кроме того, меняя адаптируемые объекты возможно влиять на функции, выполняемые в программе.

Различают четыре роли, отводимые участвующим в работе шаблона объектам:

  1. Адаптируемый объект (Adaptee);
  2. Цель (Target), определяющая требуемый интерфейс;
  3. Адаптер (Adapter);
  4. Клиент (Client), который умеет работать с только объектами, реализующими интерфейс цели.

Стоит принять во внимание следующие моменты:

  1. Адаптер не обязательно должен содержать только вызовы адаптируемого объекта. Он может заниматься обработкой входных и выходных данных, приводя их к нужному формату.
  2. В рамках шаблона можно использовать несколько адаптируемых объектов для реализации заданного интерфейса.
  3. Реализация шаблона может самостоятельно дополнить необходимую функциональность, если такой нет у адаптируемого объекта.
  4. Адаптер может работать не только с заданным адаптируемым объектом, но и его наследниками.
  5. Возможно замещение части методов адаптируемого объекта. В этом случае от него необходимо создать подкласс, в котором произвести нужные замещения. И уже результат использовать в Адаптере.
  6. Реализация адаптера может быть двухсторонней. В этом случае адаптируемый объект реализует промежуточную логику для связи двух целей, каждая из которых требует наличие своего интерфейса.
  7. Можно использовать Отложенную инициализацию для создания экземпляра адаптируемого объекта.

Схожие шаблоны и их отличия

Адаптер Изменяет интерфейс объекта не изменяя его функциональности. Может адаптировать несколько объектов к одному интерфейсу. Позволяет повторно использовать уже существующий код. Содержит или наследует адаптируемый объект.
Фасад Объединяет группу объектов под одним специализированным интерфейсом. Упрощает работу с группой объектов, вносит новый уровень абстракции. Содержит или ссылается на объекты, необходимые для реализации специализированного интерфейса.
Мост Разделяет объект на абстракцию и реализацию. Используется для иерархии объектов. Позволяет отдельно изменять (наследовать) абстракцию и реализацию, повышая гибкость системы. Содержит объект(реализацию), который предоставляет методы для заданной абстракций и ее уточнений (наследников).
Декоратор Расширяет возможности объекта, изменяет его поведение. Поддерживает интерфейс декорируемого объекта, но может добавлять новые методы и свойства. Дает возможность динамически менять функциональность объекта. Является альтернативой наследованию (в том числе множественному). Содержит декорируемый объект. Возможна цепочка объектов, вызываемых последовательно.
Прокси Прозрачно замещает объект и управляет доступом к нему. Не изменяет интерфейс или поведение. Упрощает и оптимизирует работу с объектом. Может добавлять свою функциональность, скрывая ее от клиента. Содержит объект или ссылку на него, может управлять существованием замещенного объекта.
Компоновщик Предоставляет единый интерфейс для взаимодействия с составными объектами и их частями. Упрощает работу клиента, позволяет легко добавлять новые варианты составных объектов и их частей. Включается в виде интерфейса в составные объекты и их части.
Приспособленец

Не ставит целью изменение интерфейса объекта. Но это может потребоваться для получения обратно данных из вынесенной части состояния.

Позволяет уменьшить число экземпляров объекта в приложении и тем самым сэкономить его ресурсы. Выносит контекстно-зависимую часть состояния объекта вовне, заменяя несколько его экземпляров одним.

Реализация шаблона в общем виде

По схеме, используемой для работы с адаптируемым объектом, выделяют два варианта:

  1. Адаптер объекта – использует композицию, т.е. содержит экземпляр адаптируемого объекта.
  2. Адаптер класса – использует наследование от адаптируемого объекта для получения его функциональности.

Приоритетным является первый вариант, т.к. он обеспечивает меньшую связанность с адаптируемым объектом. В этом случае может даже осуществляться преобразование одного интерфейса в другой без привязки к конкретной реализации.

Но встречаются ситуации, когда требуется применение адаптера класса. Например, необходимость доступа к protected методам. В другом случае может потребоваться использовать Адаптер и вместо адаптируемого объекта.

Реализация Адаптера объекта

  • создаем класс ITarget или являться наследником от класса Target с нужным интерфейсом;
  • в его закрытом поле _adaptee размещаем экземпляр адаптируемого объекта;
  • реализуем интерфейс ITarget

Реализация Адаптера класса

  • создаем класс , который будет реализовывать требуемый интерфейс ITarget;
    • шаблон позволяет использовать наследование от класса Target , но в C# этот вариант не может быть реализован. Причина – запрет на множественное наследование.
  • добавлением классу наследование от адаптируемого класса;
  • реализуем интерфейс ITarget , в методах которого вызываем нужные методы адаптируемого объекта;
  • клиент использует экземпляр класса и получает требуемую функциональность.

Примеры реализации

1. Адаптер объекта

Задача: в приложении необходимо воспроизводить звуковые сигналы для оповещения пользователя, которые в данный момент хранятся в формате.wav.

Интерфейс IAudioPlayer содержит описание функций самого простого медиаплеера, осуществляющего загрузку и воспроизведение аудиофайла.

///

Loads the audio file. void Load(string file); /// Plays the audio file. void Play(); }

При реализации обратим внимание, что.NET уже содержит класс SoundPlayer , предоставляющий подобные возможности. Однако данный класс не поддерживает заданный интерфейс. Поэтому воспользуемся шаблоном Адаптер:

///

Simple audio player interface. public class SoundPlayerAdapter: IAudioPlayer { /// Adaptee object. private readonly Lazy _lazyPlayer = new Lazy(); /// Loads the audio file. public void Load(string file) { this._lazyPlayer.Value.SoundLocation = file; this._lazyPlayer.Value.Load(); } /// Plays the audio file. public void Play() { this._lazyPlayer.Value.Play(); } }

Код очень простой. Можно отметить только использование Отложенной инициализации (с помощью generic-класса Lazy ) для адаптируемого класса. Это сделано на случай, если не будет загружено или воспроизведено ни одного аудиофайла.

Теперь возможно использовать возможности SoundPlayer в разрабатываемом приложении:

Private IAudioPlayer _player = new SoundPlayerAdapter(); public void NotifyUser(int messageCode) { string wavFile = string.Empty; /* Skipped */ // play the audio file if (!string.IsNullOrEmpty(wavFile)) { this._player.Load(wavFile); this._player.Play(); } }

Может возникнуть вопрос: почему сразу не использовать класс SoundPlayer ? В отличии от явного использования указанного класса, данный подход обеспечил независимость кода от конкретной реализации медиаплеера. Например, в дальнейшем можно легко заменить SoundPlayerAdapter на другой класс для поддержки файлов другого формата.

2. Адаптер класса

Давайте рассмотрим решение той же задачи с помощью адаптера класса.

В этот раз необходимо наследовать SoundPlayerAdapter не только от интерфейса IAudioPlayer , но и от класса SoundPlayer . В результате получаем готовый метод Play() , а вот метод Load() придется определить самостоятельно.

///

Simple audio player interface. public class SoundPlayerAdapter: SoundPlayer, IAudioPlayer { /// Loads the audio file. public void Load(string file) { this.SoundLocation = file; this.Load(); } }

Что изменилось по сравнению с первым вариантом?

Исчезла отложенная инициализация адаптируемого объекта, которая в первом варианте была "из коробки" и прозрачна для клиентского кода.

Код реализации стал короче, т.к. пришлось создавать только недостающие методы. Возможна ситуация, когда класс Адаптера не содержал бы никакого кода. Например:

///

Simple audio player interface. public interface IAudioPlayer { /// Gets or sets the file path or URL of the .wav file to load. string SoundLocation { get; set; } /// Loads the audio file. void Load(); /// Plays the audio file. void Play(); } /// Simple audio player interface. public class SoundPlayerAdapter2: SoundPlayer, IAudioPlayer {}

Кроме того, экземпляр класса SoundPlayerAdapter теперь предоставляет полный перечень свойств и методов, унаследованных от адаптируемого объекта . Он может быть использован вместо экземпляра SoundPlayer при необходимости. Но стоит помнить, что в этом случае усиливается связь между адаптируемым объектом и кодом приложения. И это самый большой минус данного варианта.

Перед прочтением ознакомьтесь с , в котором описаны принятые соглашения и понятия. Данная статья дополняется с некоторой периодичностью, так что если вы ее читали ранее, не факт что данные не изменились.

Adapter (Адаптер) относиться к классу структурных паттернов. Он используется для преобразования одного интерфейса в другой, необходимый клиенту. Адаптер обеспечивает совместимость несовместимых интерфейсов, реализуя прослойку.

Принцип работы

Адаптер наследует открытым способом целевой интерфейс (назовем его Target ), и закрытым способом адаптируемый интерфейс (Adaptee ). В реализации методов целевого интерфейса происходит перенаправление (делегирование) запросов классу с адаптируемым интерфейсом

Пример

// Целевой интерфейс, клиент умеет работать только с ним interface iTarget { public function query(); } // Адаптируемый интерфейс. Клиент с ним не умеет работать, но очень хочет interface iAdaptee { public function request(); } // Класс, реализующий адаптирумым интерфейс class Adaptee implements iAdaptee { public function request() { return __CLASS__ . "::" . __METHOD__; } } class Adapter implements iTarget { protected $adaptee = null; public function __construct() { $this -> adaptee = new Adaptee(); } public function query() { return $this -> adaptee -> request(); } } $Target = new Adapter(); print $Target -> query(); // "Adaptee::request"

Заключение

Адаптер может адаптировать в единый сразу несколько интерфейсов, такой паттерн называют адаптер объектов Использование этого паттерна оправдано в нескольких случаях. Если вы хотите использовать существующий класс с иным интерфейсом. Если адаптируемый интерфейс собираетесь использовать в нескольких местах, и не имеете возможности везде привести к единому виду, тогда использование сменных адаптеров может оказаться хорошей идеей.

    Основная статья: Адаптер (шаблон проектирования) Пример реализации шаблона на C# using System; namespace Adapter { class MainApp { static void Main() { … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Паттерн. В разработке программного обеспечения, шаблон проектирования или паттерн (англ. design pattern) повторимая архитектурная конструкция, представляющая собой решение проблемы… … Википедия

    Шаблон проектирования Интерфейс Interface Описан в Design Patterns Нет В информатике, шаблон интерфейса не является особым шаблоном среди шаблонов проектирования. Он является общим методом для структурирования компьютерных программ для того … Википедия

    Шаблон Proxy (Заместитель) Шаблон проектирования. Предоставляет объект, контролирующий доступ, перехватывая все вызовы к нему. Содержание 1 Цель 1.1 Проблема 1.2 Решение 2 Плюсы 3 … Википедия

    Шаблон проектирования Хранитель Memento Тип: поведенческий Описан в Design Patterns Да Хранитель (также известный как Memento, Token, Лексема) поведенческий шаблон проектирования. Позволяет, не нарушая инкапсуляцию, зафикс … Википедия

    Шаблон проектирования Итератор Iterator Тип: поведенческий Описан в Design Patterns Да Шаблон Iterator (также известный как Cursor) Шаблон проектирования, относится к паттернам поведения. Представляет собой объект, позволяющий получить … Википедия

    Шаблон проектирования Интерпретатор Interpreter Тип: поведенческий Назначение: решает часто встречающуюся, подверженную изменениям задачу Описан в Design Patterns Да Шаблон Интерпретатор (англ. … Википедия

    Шаблон проектирования Компоновщик Composite Тип: структурный Описан в Design Patterns Да Компоновщик (англ. Composite pattern) шаблон проектирования, относится к структурным паттернам, объединяет объек … Википедия

    Шаблон проектирования Состояние State Тип: поведенческий Описан в Design Patterns Да Состояние (англ. State) шаблон проектирования. Используется в тех случаях, когда во время выполнения программы объект … Википедия

Адаптер - это структурный паттерн, который позволяет подружить несовместимые объекты.

Адаптер выступает прослойкой между двумя объектами, превращая вызовы одного в вызовы понятные другому.

Особенности паттерна на Java

Сложность:

Популярность:

Применимость: Паттерн можно часто встретить в Java-коде, особенно там, где требуется конвертация разных типов данных или совместная работа классов с разными интерфейсами.

Примеры Адаптеров в стандартных библиотеках Java:

  • java.io.InputStreamReader(InputStream) (возвращает объект Reader)
  • java.io.OutputStreamWriter(OutputStream) (возвращает объект Writer)
  • javax.xml.bind.annotation.adapters.XmlAdapter#marshal() и #unmarshal()

Признаки применения паттерна: Адаптер получает конвертируемый объект в конструкторе или через параметры своих методов. Методы Адаптера обычно совместимы с интерфейсом одного объекта. Они делегируют вызовы вложенному объекту, превратив перед этим параметры вызова в формат, поддерживаемый вложенным объектом.

Помещение квадратных колышков в круглые отверстия

Этот простой пример показывает как с помощью паттерна Адаптер можно совмещать несовместимые вещи.

round

round/RoundHole.java: Круглое отверстие

package сайт.adapter.example.round; /** * КруглоеОтверстие совместимо с КруглымиКолышками. */ public class RoundHole { private double radius; public RoundHole(double radius) { this.radius = radius; } public double getRadius() { return radius; } public boolean fits(RoundPeg peg) { boolean result; result = (this.getRadius() >= peg.getRadius()); return result; } }

round/RoundPeg.java: Круглый колышек

package сайт.adapter.example.round; /** * КруглыеКолышки совместимы с КруглымиОтверстиями. */ public class RoundPeg { private double radius; public RoundPeg() {} public RoundPeg(double radius) { this.radius = radius; } public double getRadius() { return radius; } }

square

square/SquarePeg.java: Квадратный колышек

package сайт.adapter.example.square; /** * КвадратныеКолышки несовместимы с КруглымиОтверстиями (они остались в проекте * после бывших разработчиков). Но мы должны как-то интегрировать их в нашу * систему. */ public class SquarePeg { private double width; public SquarePeg(double width) { this.width = width; } public double getWidth() { return width; } public double getSquare() { double result; result = Math.pow(this.width, 2); return result; } }

adapters

adapters/SquarePegAdapter.java: Адаптер квадратных колышков к круглым отверстиям

package сайт.adapter.example..adapter.example.round..adapter.example.square.SquarePeg; /** * Адаптер позволяет использовать КвадратныеКолышки и КруглыеОтверстия вместе. */ public class SquarePegAdapter extends RoundPeg { private SquarePeg peg; public SquarePegAdapter(SquarePeg peg) { this.peg = peg; } @Override public double getRadius() { double result; // Рассчитываем минимальный радиус, в который пролезет этот колышек. result = (Math.sqrt(Math.pow((peg.getWidth() / 2), 2) * 2)); return result; } }

Demo.java: Клиентский код

package сайт.adapter..adapter.example.adapters..adapter.example.round..adapter.example.round..adapter.example.square.SquarePeg; /** * Где-то в клиентском коде... */ public class Demo { public static void main(String args) { // Круглое к круглому - всё работает. RoundHole hole = new RoundHole(5); RoundPeg rpeg = new RoundPeg(5); if (hole.fits(rpeg)) { System.out.println("Round peg r5 fits round hole r5."); } SquarePeg smallSqPeg = new SquarePeg(2); SquarePeg largeSqPeg = new SquarePeg(20); // hole.fits(smallSqPeg); // Не скомпилируется. // Адаптер решит проблему. SquarePegAdapter smallSqPegAdapter = new SquarePegAdapter(smallSqPeg); SquarePegAdapter largeSqPegAdapter = new SquarePegAdapter(largeSqPeg); if (hole.fits(smallSqPegAdapter)) { System.out.println("Square peg w2 fits round hole r5."); } if (!hole.fits(largeSqPegAdapter)) { System.out.println("Square peg w20 does not fit into round hole r5."); } } }

OutputDemo.txt: Результат выполнения

Round peg r5 fits round hole r5. Square peg w2 fits round hole r5. Square peg w20 does not fit into round hole r5.